*Является ли нежелательным закрывать глаза во время молитвы?* ✅
Вопрос: Какой хукм в отношении тех, кто закрывает глаза во время молитвы? Что, если это делается для концентрации внимания?
Ответ:
بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ
Ваалейкум ассалам.
Закрывать глаза во время молитвы нежелательно, потому что:
• это отказ от сунны смотреть на место суджуда;
• это похоже на поклонение немусульман;
• говорится, что первые мусульмане не одобряли этого.
Существует слабый хадис на эту тему, который сам по себе не является достаточным доказательством, но в нем подтверждаются эти соображения.
Тем не менее:
• если человеку не удается полностью сосредоточиться в намазе или если он отвлекается во время молитвы с открытыми глазами, то допустимо (или, возможно, даже желательно) закрыть глаза.
Об этом сказали такие ханафиты, как имам Хаскафи в "Дурр аль-Мухтар", Ибн Абидин в "Радд аль-Мухтар", ибн Нуджайм в "Аль-Бахр ар-Раик" и имам Касани в "Бадаи ас-Санаи". Также об этом сказали такие ханабалиты, как, к примеру, имам Бухути в "Кашшаф аль-Куна". Маликиты: имам Дардир в "Аш-Шарх ас-Сагир".
Передается, что в шафиитском мазхабе нежелательно закрывать глаза во время молитвы. Тем не менее, имам Навави в книгах "Маджму" и "Минхадж" придерживается мнения, что это не порицается. Это мнение одни ученые истолковали как разрешение закрывания глаз во время молитвы, а другие – как отнесение закрывания глаз во время молитвы к действиям, которые предпочтительнее не совершать (хиляф аль-авля), кроме случаев, когда это помогает человеку достичь хузура в намазе.
Имам Бухути также упоминал в книге "Кашшаф аль-Кина", что это не одобряется, потому что может сделать человека сонным например, во время молитвы ночью.
Имам Касани объяснял в книге "Бадаи", почему необходимо смотреть на место суджуда во время молитвы. Дело в том, что каждая часть тела и каждый огран человеческого организма молящегося участвует в поклонении.
Имам Ибн Нуджайм упоминал, что человек не закрывает глаза во время поклонения, а также писал: "Некоторые суфии (пусть Аллах поможет нам через них) говорили, что человек не закрывает глаза в намазе, потому что глаза тоже совершают суджуд".
Имам Абу Бакр аль-Джассас (да смилостивится над ним Аллах) в своем великолепном комментарии к аятам, касающимся вопросов фикха, "Ахкам аль-Куран" поясняет слова Всевышнего Аллаха:
*«Несомненно, преуспеют те верующие, которые благоговейны в молитве»* 23:1-2:
• Мухаммад ибн Сирин сообщает о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) до этого смотрел в небо во время молитвы. После ниспослания этого аята он стал склонять голову в намазе.
• Также он сообщает, что после ниспослания этого аята сподвижники опускали взгляды так низко, что их глаза видели только место суджуда.
• Передаётся от Ибрахима, Муджахида и Зухри: «Быть благоговейным (хушу) значит быть спокойным».
• Сообщается, что наш господин Али (да будет доволен им Аллах) говорил: «Благоговение должно быть в сердце и поэтому необходимо стараться не отвлекаться во время молитвы».
• Хасан аль-Басри сказал: «Благоговейный значит богобоязненный»
• Абу Бакр аль-Джассас прокомментировал: «Слово «благоговейный» (хушу) имеет следующий смысл: остающийся спокойным во время молитвы, смиренный, не отвлекающийся, не смотрящий по сторонам или делающий лишние движения, боящийся Аллаха».
• Вот почему, как сообщается, наш господин ибн Мас'уд (да будет доволен им Аллах) хотел быть подобным брошенной одежде (в своем спокойствии) и «в молитве понижал свой голос, опускал тело и взгляд».
Шейх Фараз Раббани
Перевод: darulfikr.ru